Разговор о пептидах

   Перед тем как затронуть тему гликации, ми поговорим о пептидах — системе сигнальных молекул, с помощью которой осуществляется регуляция многих процессов в организме. На фоне нарушенной стресс-адаптации, окисления и интоксикации выходят из строя иммунная и нейроэндокринная системы, и, в конечном счете, на фоне неправильной нагрузки на органы и системы, начинает снижаться функция тканей. Все это выливается в нарушение работы ДНК и сбой синтеза белка.

   Для того чтобы четко представлять себе уровень работы пептидов, мы должны понять, как происходят процессы регуляции у нас в организме. Существует три основных уровня регуляции: 

  • нервная система — с помощью мозговой ткани она отвечает на вопросы: ЧТО, ГДЕ И КОГДА будет происходить;
  • эндокринная система — или гормонозависимые механизмы; 
  • местный уровень регуляции, или внутритканевый, о котором еще говорили тибетские мудрецы.

  Таким образом, в этой главе речь пойдет о третьем уровне регуляции процессов — внутритканевом и относящемся к нему — пептидном. Пептиды — это система адресно работающих сигнальных молекул, при помощи которых запускается чтение генов. Молекула ДНК — это не просто хранилище информации. Она может находиться в спящем состоянии, но когда начинает работать, то в результате чтения генов происходит синтез белка, закодированного в той или иной ее части. Сегодня без пептидов представить себе синтез белка и работу генов совершенно невозможно. Их начали активно изучать во второй половине XX в., когда заговорили о структуре молекулы ДНК и начали работать над препаратами, способными существенно повысить выживаемость организма в экстремальных условиях и при повышенных нагрузках. Когда речь заходит об экстремальных условиях выживания, то это удел военной медицины.
  И если бы не наши военные медики, мы, может быть, никогда не сделали бы так много открытий в антивозрастной медицине.
   В 1970-х годах в СССР, группа военных врачей-иммунологов под руководством В. Г. Морозова и В. X. Хавинсона занималась разработкой таких препаратов, которые могли повысить выживаемость организма в экстремальных условиях — нарушение режима «сон-бодрствование», воздействие климатических факторов, радиации, поляризованного света на сетчатку глаз, перепадов давления. Ученые в то время отталкивались от модели стресса и предполагали, что то, с чем имеют дело военнослужащие, это сильнейшие затяжные стрессы, приводящие к нарушению механизмов адаптации. Они заметили, что те, кто испытывал подобные нагрузки, в большей степени были подвержены развитию возрастных патологий и процессу постарения организма. Было показано, что ускоренное старение — это результат стресса или группы стрессов, растянутых во времени. Тогда же ученые заговорили о системе адаптации через призму шишковидной железы, или эпифиза. Выяснили что в ней снижается активность генов и синтез белка. Те же самые изменения наблюдаются не только в шишковидной железе, но и во всех страдающих от износа органах. Соответственно, в органах и тканях с нарушенной функцией изменена работа генов и синтез белка, а также резко снижено количество коротких белков — пептидов.
   Тогда же было принято решение получить экстракт, фракцию, содержащую пептиды, из здоровых молодых тканей. Предполагалось, что экстракт соответствующих органов и тканей сможет выправить положение дел в изношенном органе. Эти экстракты и начали вводить в культуру клеток ткани, функция которых была ослаблена и изменена. И что самое интересное — функция клеток стала восстанавливаться до нормы. Сначала это нововведение испытывали на лабораторных животных, затем ученые перешли к экспериментам на добровольцах. На первых этапах пробовали брать экстракт из соответствующей или гомологичной ткани. Чуть позже стали применять экстракты из негомологичных тканей. В процессе экспериментов было установлено, что полученные экстракты обладают адресным воздействием. Скажем, экстракт, взятый из костно-хрящевой ткани, будет исправлять работу опорно-двигательного аппарата, и всего, что связано с коллагеном. Взятый из дыхательной системы — будет работать именно в этой системе, то есть восстанавливать дыхательную систему и так далее.

   Было установлено, что «короткие белки» (пептиды) хорошо воспринимаются животными другого биологического вида, даже человеком. Было доказано, что у всех видов позвоночных (млекопитающих) эта система молекул идентична по функции и по строению, то есть одинакова.
  Еще было показано, что на фоне применения экстрактов органов и тканей восстанавливалась работа генов, синтез белка, и сокращался дефицит пептидов. После отмены эффект от применения экстрактов сохранялся на протяжении нескольких недель. То есть эти экспериментальные препараты обладали эффектом последействия. Когда начали разбираться, в чем дело, то выяснили, что это целая система сигнальных молекул, которая адресно приводит к восстановлению синтеза белка. При этом не наблюдается отклонений или мутаций, не развивается никакая онкопатология.
   Так была сформирована теория пептидной регуляции, или биорегуляции механизмов омоложения и старения. Параллельно ученые довели до логического завершения теорию стресс-адаптации, уделяя внимание эпифизу, надпочечникам и иммунной системе. Тогда же и заговорили об антивозрастных эффектах воздействия пептидов на разные системы организма.

   А как это все понять простому человеку, далекому от медицины? 

   Если говорить образно, наш организм можно представить в виде комплекса миллионов компьютеров, соединенных между собой по определенному Творческому замыслу! И на всех этих компьютерах установлено одинаковое программное обеспечение (информационная система), то есть набор генов во всех клетках абсолютно одинаков. Но в одном органе эти клетки выполняют одну функцию, в другом — другую. Однако потенциально возможности в этих клетках одинаковые, потому что у них один и тот же набор генов. По каким же критериям клетки одного органа отличаются от клеток другого?

  1. В клетках печени должна работать определенная группа белков и ферментов. В клетках костно-хрящевой системы — другая группа белков и ферментов. Соответственно, в клетках печени используется одна часть программного обеспечения, а в клетках костно-хрящевой системы — другая. Получить доступ к определенной группе клеток с определенной частью информации можно при помощи сигнальных молекул, которые по принципу «ключ-замок» соответствуют определенным точкам начала чтения информации. Как драйверы или пусковые файлы в компьютерной системе, пептиды запускают работу определенных органов.
  2. Представим, что в клетку печени все-таки попали пусковые молекулы хрящевой ткани. Что же произойдет? Вы решите, что клетка печени переродится и будет продуцировать коллаген, и вместо печени вырастет сустав. Но это, конечно, не так. Этого не произойдет, поскольку есть еще один механизм, обеспечивающий адресность сигнальных пептидов. Это белки-гистоны. В клетках печени, если не должна читаться программа, посвященная коллагену, она не будет читаться, так как эти участки ДНК находятся в заблокированном этими белками состоянии. И сколько бы мы не помещали в клетки печени костно-хрящевые фракции, отклика на них не будет.
  3. Третий критерий — ряд некоторых сигнальных молекул, пептидов может быть распознан клеткой с помощью рецепторов. В эту группу клеток проникают только нужные пептиды. Часть пептидов, которые распознаются клетками, работают, вызывая каскадные реакции. Другая группа пептидов входит в клетку и адресно воздействует на определенные участки ДНК.

 Откуда берутся пептиды?

Пептиды появляются в клетке, в которой работают. А как? Белок, который был синтезирован в клетке, подвергается постепенному износу и старению. Когда износ достигает критического уровня, белок должен быть расщеплен, фрагментирован и утилизирован. Белок подвергается фрагментации с помощью ферментов пептидаз. То есть, был белок, состарился и нарезался на фрагменты, часть из них подвергается доработке и, будучи трансформированной, покидает организм через выделительную систему. Вторая часть подвергается дальнейшей фрагментации.
   Фрагмент белка содержит в своем составе определенный отрезок определенным образом соединенных аминокислот. Этот фрагмент, развернутый и сконфигурированный в пространстве, по своим химическим и геометрическим параметрам строго соответствует определенному участку молекулы ДНК. Речь идет о том, что пептиды, как недостающие пазлы, встраиваются в молекулу ДНК, а точнее — в стартовый участок чтения гена. Молекула ДНК раскручивается, с нее считывается информация, и строятся матрицы (шпаргалки), по которым будет синтезироваться белок — тот самый, который был утилизирован прежде.

   Каков вывод? Пептиды образуются из белка по остаточному принципу. Без белка нет пептидов. Без пептидов нет белка.
   !! Пептиды образуются из белка, но без них синтез того же белка невозможен.!!
   Пептиды — это сигнальные пусковые молекулы, которые придают силу инерции работе клеток. Мы понимаем, что инерция работы клеток рано или поздно затухает. Сколько бы пептиды не крутили это колесо, эта сила подталкивания будет постепенно ослабевать. Внутренних резервов организма хватает на 90%, но есть небольшой дефицит пептидов, который организм должен восполнять. С помощью пищи. Потребляя белковую пищу, организм получает субстрат для построения белка и пептиды. Если мы говорим не о вегетарианстве, то у человека в процессе пищеварения происходит фрагментация белков на пептиды и стройматериал для синтеза белка. Дефицит пептидов можно восполнять с пищей, но этого недостаточно в возрасте старше 35 лет. Именно поэтому начиная с этого возраста становится актуальным прием концентрированных пероральных или сублингвальных пептидных препаратов. 

О том же самом другими словами

   Система сигнальных молекул пептидов — это своего рода пакеты обновлений и настроек для клеток. Пептиды регулируют работу генов. Несмотря на регуляцию синтеза белка с помощью пептидов, существует «маленькая брешь» в управлении этим процессом, которую организм восполняет в виде белковой (пептидной) пищи. Но если организм регулярно подвергается стрессу, то органы и ткани находятся в изношенном состоянии, и им нужно помогать. Для восполнения недостающего объема пептидов просто пищи становится недостаточно. Тогда нужно прибегать к препаратам, которые будут временно восполнять дефицит пептидов. В дальнейшем, когда ткань произведет нужное количество необходимых белков, ее функция нормализуется. Но если организм не перестанет подвергаться прежним нагрузкам, то ткани опять начнут давать сбой, и им снова понадобится поддержка.

   Поэтому среднестатистический человек должен пользоваться пептидными препаратами, если хочет жить долго. Когда не хватает обычного питания, нужно прибегать к высококонцентрированным фракциям органов и тканей — пептидам. Пептидные препараты можно применять отдельно, то есть по необходимости. Но если возникает причина поработать над функциональностью всего организма, над предотвращением старения, то тогда нужно говорить о системном воздействии на организм.
   Надо воздействовать, прежде всего, на механизм стресс-адаптации. Кроме того, нужно привести в порядок систему детоксикации. Поэтому важно рассматривать пептиды, как систему, поскольку есть препараты первостепенной важности для нейроэндокринной и иммунной системы, и препараты локальные, например, пептиды печени, пептид хрящей, дыхательной системы, сосудов и т.д. Именно поэтому терапию мы начинаем с нейроэндокринной, иммунной, сосудистой и мозговой системы, а потом уже налаживаем работу остальных систем организма.

   Что еще нужно знать о пептидах?

  • Пептиды не отторгаются организмом, поскольку они не чужеродные вещества, и млекопитающие прекрасно их усваивают.
  • Пептиды не расщепляются в ЖКТ до аминокислот вопреки распространенному мнению — там происходит фрагментация белка на короткие отрезки. Этого вполне достаточно, чтобы сигнальные пептиды не пострадали в результате ферментации.
  • Поскольку они воздействуют адресно, то можно использовать одновременно несколько препаратов. Они совместимы между собой, не мешают друг другу и сочетаются с другими препаратами. 
  • Пептиды не являются гормонами и имеют, в отличие от последних, другой механизм действия. Поэтому у них нет синдрома отмены. Принимая пептиды щитовидной железы, вы «не отучаете» щитовидную железу работать, вы лишь помогаете ей самой продуцировать гормоны.
  • Пептиды не вызывают мутаций и онкопатологий.
  • Пептидные препараты можно назвать «пакетом обновлений» для нашего организма как биологической системы, если проводить параллель между ними и операционной системой.

   Вот, в принципе, и все, что нужно знать о пептидной биорегуляции как о самой безопасной и эффективной альтернативе гормонозаместительной терапии в антивозрастной медицине.

   НАТУРАЛЬНЫЕ ПЕПТИДЫ - ЦИТОМАКСЫ

  

 Это эссенциальные комплексы низкомолекулярных пептидов с массой до 5 кДа, выделенные из органов и тканей молодых телят. Каждый препарат — это всегда группа пептидов и аминокислот, соответствующих данному типу ткани. Они позволяют достичь максимально пролонгированного эффекта (до 3-4 месяцев).


ЭНДОЛУТЕН — пептидный комплекс эпифиза (всегда применять по 1 капсуле утром 1 раз в 3 дня)

ВЛАДОНИКС — пептидный комплекс тимуса (корректор Т-звена иммунного ответа)
ЦЕРЛУТЕН — пептидный комплекс всей мозговой ткани
ВЕНТФОРТ — пептидный комплекс ( осудистой стенки (получают из аорты)
СИГУМИР — пептидный комплекс костно-хрящевой ткани (получают из I рудино-реберного сочленения)
ТИРЕОГЕН — пептидный комплекс щитовидной железы
СВЕТИНОРМ — пептидный комплекс печени
СУПРЕФОРТ — пептидный комплекс поджелудочной железы
БОНОТИРК — пептидный комплекс паращитовидной железы
БОНОМАРЛОТ — пептидный комплекс костного мозга

ГЛАНДОКОРТ — пептидный комплекс надпочечников (применяется достаточно часто по 1 капсуле 1 раз в 3 дня. Нельзя сочетать с ЭНДОЛУТЕНОМ!)
ТЕСТОЛУТЕН — пептидный комплекс семенников
ЛИБИДОН — пептидный комплекс простаты
ЖЕНОЛУТЕН — пептидный комплекс яичников
ТАКСОРЕСТ — пептидный комплекс бронхов
ПИЕЛОТАКС — пептидный комплекс почек
ГОТРАТИКС — пептидный комплекс мышц
ВИЗОЛУТЕН — пептидный комплекс глазного яблока
ЧИТОМУР — пептидный комплекс мочевого пузыря
ЧЕЛОХАРТ — пептидный комплекс сердечной мышцы

У нас также есть 19 пептидных комплексов в растворе для трансдермального введения пептидов. Они попадают в организм, проходя через базальную мембрану кожи, но их биодоступность очень вариабельна. Большинство препаратов должны применяться утром. Обычно по 2 капсулы. За исключением следующих: ЭНДОЛУТЕН, ГЛАНДОКОРТ и БОНОТИРК.